Поделиться

Как правильно просить ребенка о помощи

Одна из причин – дети воспринимают «порядок» не так, как взрослые. С их точки зрения, в прямом смысле с их роста и угла обзора, часть разбросанных вещей просто не видна, и когда взрослые говорят о каком-то «бардаке» зачастую они толком не могут понять, о чем им говорят, и могут, например, убрать какие-то конкретные вещи, а огромную кучу мусора оставить незамеченной. Хотите понять, как ребенок видит окружающие его вещи, опуститесь на корточки, на уровень его глаз и оглядитесь по сторонам – так будет намного проще донести до собеседника, что же вы именно хотите изменить в обстановке. Возможно попробовать и обратный способ – поднять ребенка на руки и показать ему, как выглядит комната с вашего угла зрения или использовать для этого фотографию с телефона. Опять же, показав, что именно вы считаете мусором и неубранной территорией.

Еще одна причина заключается в постановке вопроса. Дело в том, что просьбы о наведении порядка или еще о чем-то зачастую содержат слова «помоги мне, маме, бабушке, папе». Когда взрослый просит ребенка помочь, он как будто признается ему в том, что он, взрослый, сам справиться не может, что он маленький и беспомощный, а для ребенка очень важно чувствовать, что взрослый как раз наоборот, большой и сильный. Поэтому, подсознательные механизмы психики срабатывают так, что подобные просьбы вызывают протест и они начинают саботироваться или откладываться, их действительно совсем не хочется делать и ребенок даже сам не может понять – почему. Можно изменить слово «помощь» на «просьба» и «важное поручение» с соответствующей благодарностью по исполнению – молодец, справился.

И еще один важный момент – имеет смысл обратить внимание на то, с какими интонациями и с каким настроением сами взрослые говорят о тех обязанностях и делах, которые они просят выполнить ребенка. Если это про то, как нам тяжело и сложно, как нам это не нравится и как мы от этого устали – маловероятно, что ребенок захочет делать эти вещи, ведь ему уже доходчиво объяснили, что это неинтересно, сложно, трудно. Здесь имеет смысл создать игровую ситуацию (например, кто быстрее соберет вещи с пола, тот выиграет, кто перемоет больше посуды), чтобы изменить эмоциональную заряженность на положительную или, хотя бы, нейтральную. 

Джессика Франтова, практикующий детский и семейный психолог. В настоящий момент сотрудничает с несколькими частными центрами помощи семьям, взявшим приемных детей, проводит частные консультации. 

Не получилось загрузить статьи
Ещё статьи