«Я всегда говорю: родители твои самые верные друзья!»
На смену авторитарному типу воспитания, не терпящему инакомыслия и давления, в культуру родительства пришел другой тип воспитание «на равных». Однако в каждом подходе есть свои сложности и ловушки.
Если еще 20 30 лет назад родители могли гордиться послушанием ребенка как критерием своей успешности в роли родителей, теперь предмет для гордости другой — доверие ребенка, его желание делиться своими радостями и проблемами с семьей, и самое главное умение ребенка в будущем находить самому выход из различных ситуаций. Действительно, такой «поворот к ребенку» выглядит очень привлекательно, ведь многим родителям самим в детстве не хватило помощи принимающего взрослого.
Однако в каждом подходе есть свои сложности и ловушки, незаметные с первого взгляда. И одна из них, самая распространенная это попытка выстроить самые настоящие дружеские отношения с собственным ребенком. Да, дружить с ребенком нельзя по одной простой причине. Дружба подразумевает взаимодействие равных. Вряд ли тридцатилетний родитель всерьез ожидает, что его пятитилетний ребенок будет на равных с ним решать его проблемы по работе. Или вечером за столом с бокалом вина будет обсуждать сложности взаимоотношений с партнером. Поэтому равенства здесь не получится. Настоящие дружеские отношения они сами будут устанавливать друг с другом, с равными по возрасту и возможностям партнерами.
Но это не означает, что доверие и партнерство между детьми и родителями плохо. Есть отношения более мудрого взрослого и менее опытного ребенка, которые, тем не менее, допускают и обсуждения, и споры, и обмен мнениями, и уважение друг к другу. Просто изначально подразумевается, что взрослый человек более опытный, и он этот опыт передает. Но не авторитарно «я сказал ты сделал», а, например, авторитетно «попробуй вот так, посмотри, как делаю я, давай попробуем подумать, что можно сделать». Разница состоит в том, что ребенок знает: у взрослого всегда есть ответ на сложный вопрос, если вдруг самостоятельно решить ситуацию не удастся.
К сожалению, ребенок, воспринимающий родителя как «равного друга» , теряет очень важное опору и веру в то, что за его спиной стоит кто-то более сильный и опытный. Он начинает искать эту фигуру в других людях, не всегда желающих ему добра и готовых помогать осуществлению его целей. И выход ребенка в самостоятельную жизнь сильно затрудняется: нет уверенности в себе и своих силах, да и как же оставить самых «главных друзей», мы же все время вместе.
Поэтому «дружбу» надо оставить там, где она и должна быть, детям и их сверстникам. А в семье просто оставить ряд ее составляющих: доверие, уважение и принятие.
Джессика Франтова