Так называемый священный год майя — Цолькин — присутствует в календарях и многих других мезоамериканских цивилизаций. Он длился 260 дней, представлял собой любопытное наложение друг на друга периодов по 13 и 20 дней и служил прежде всего ритуальным целям, говорит исследователь майя, доцент РГГУ Дмитрий Беляев.
Дмитрий Беляев исследователь майя, доцент РГГУ: «Использовался он для того, чтобы устанавливать время праздников, ритуалов, принесения жертв божествам и предкам, для того, чтобы предсказывать судьбу. Человек, который родился в тот или иной день по этому ритуальному циклу, получал специальное так называемое календарное имя по дню рождения, а специальные жрецы, используя годовые книги, предсказывали его судьбу».
Второй параллельный годовой календарь — так называемый Хааб — был солнечным, имел 365 дней и свои обозначения для каждого дня. Хааб делился на 19 месяцев: 18 по 20 дней, а один — только пять дополнительных дней — они назывались Вайеб и считались несчастливыми. Наложение ритуального Цолькин и гражданского солнечного Хааб друг на друга давало цикл в 52 года, отмечает Дмитрий Беляев:
«Во всех культурах Мезоамерики присутствует такой цикл 52-летний, равный приблизительно 52 годам европейским, в рамках которого даты по 206-дневному циклу и число месяца такого солнечного года будут повторяться только один раз».
И, наконец, так называемый долгий счет, похожий на современные эры. Предыдущая точка отсчета — 3114 год до новой эры по современному календарю, а майянская эра — это период в 5125 с небольшим лет, или 13 бактунов, рассказывает Дмитрий Беляев:
«Долгий счет — это вещь очень важная: она нужна, если вы хотите записывать историю и надо точно датировать события. Система долгого счета у майя существовала, наверное, с I-II века нашей эры, и потом последние ее следы мы обнаруживаем в начале X века. Если в культурах Мезоамерики, например, центральной Мексики, в основном циклическая система, то особенность календаря майя в том, что в нем сочетается система циклическая на определенном отрезке со счетом по эре».
К празднованию календарных дат во всех цивилизациях Мезоамерики относились с почтением и пиететом, продолжает Дмитрий Беляев.
«В Мезоамерике существовало представление о том, что, когда заканчивается год или другие периоды, потому что конец любого другого периода — тоже конец года, ткань пространства и времени ослабевает, и нужно провести ритуалы для того, чтобы дальше продолжало существовать время и продолжала существовать вселенная».
Ритуалы празднования конца года были примерно такими же, как и во многих других культурах: поглощение еды и веселье. Кстати, до праздников жители майя проходили очищение, которое испанцы описывали примерно как пост у европейцев. Богам приносились многочисленные и обильные жертвы, но что-то доставалось и жителям. Не всем, как водится, а тем, кто успел попасть в социальный лифт, говорит Дмитрий Беляев:
«Люди, ответственные за проведение праздников, получали определенные специальные календарные должности, должны были правильно организовать пир, должны были приготовить много еды, много питья, нанять танцоров, актеров и так далее».
Если бы цивилизация майя дожила до наших дней, то ее жрецы сильно удивились бы ажиотажу вокруг так называемого конца света. В декабре 2012 года заканчивался большой период так называемой эры Пятого солнца, и для майянцев, по словам Дмитрия Беляева, это был бы повод как следует его отпраздновать, не более того — эра заканчивается, жизнь продолжается:
«Вообще, календарные циклы и все, что связано с календарем в Древней Мезоамерике, особенно у майя, но и у других народов (у сапотеков, миштеков, ацтеков), играло важную роль. И это, наверное, одна из самых значимых характеристик и одна из самых значимых цивилизационных черт этой великой древней культуры».
Кстати, в каком-то виде, хотя и без долгого счета, календарь цивилизации майя до сих пор используется на ее родине — в некоторых общинах Гватемальского нагорья и в отдельных штатах Мексики.
Читайте также:
- Кажетта Ахметжанова назвала 3 знака, которым повезёт в 2024 году
- Как знак зодиака влияет на внешность