Одно из самых известных отличий староверов (старообрядцев) от православных христиан заключается в сложении пальцев для совершения крестного знамения.
Духовное различие
Из школьных уроков истории мы можем вспоминать картину В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» – в санях везут в заточение одну из известных представительниц староверов и она показывает толпе поднятую руку – именно с двумя сложенными пальцами (перстами).
В Двоеперстии два пальца (перста) изображают две природы Иисуса Христа – божественную и человеческую. Большой палец, безымянный палец и мизинец складываются вместе – каждый из пальцев символизирует одну из ипостасей Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, а вместе они символизируют Святую Троицу. Средний же и указательный пальцы держатся прямо, при этом средний чуть согнут – что указывает на умаление божественной природы во Христе.
История двоеперстия
Двоеперстие было принято в средневековом православии, на Востоке, а на русскую землю пришло через греческую традицию. Но уже в 13 веке оно начало вытесняться другой традицией – троеперстием, а в 1653 году в Московском патриархате произошел Раскол – патриарх Никон принял эту традицию и ввел ряд других нововведений.
Так православные христиане разделились на тех, кто придерживался старых обычаев и стали называться старообрядцами или староверами.
Староверы отстаивали свою позицию, используя следующие аргументы:
1. Христос был распят и претерпевал страдания именно как воплощение Бога и Человека, что и символизирует двоеперстие.
2. На иконах, фресках святые изображаются именно с двоеперстным крестным знамением.
3. Мощи святых. Например, мощи преподобного Илии Муромца в Киево-печерской лавре – на них рука святого сложена именно в двоеперстном крестном знамении.
Последствия раскола были очень серьезными – несколько десятилетий ожесточенной борьбы, десятки тысяч загубленных жизней.
В конце 18 века, в связи с введением единоверия, двоеперстие было вновь допущено к употреблению. А в 1971 году было признано «равночестным и равноспасительным», как и другие русские обряды, использующиеся до реформы Никона.