Хатха-йога: как влияет на тело и зачем нужна

6 сентября 2023ЙогаЧемпионат.com

Вместе с инструктором разобрались в главных принципах занятий и составили тренировку для начинающих.

Хатха-йога: как влияет на тело и зачем нужна

В мире спешки и шума иногда хочется остановиться и снова почувствовать себя, ведь личность может затеряться между работой и экраном смартфона. Помочь в этом могут йога-практики, начать стоит с коротких занятий, а затем увеличивать их сложность и продолжительность. Один из популярных видов йоги носит название «хатха». Разберёмся, что она в себе скрывает.

История хатха-йоги

Первые упоминания о хатха-йоге были описаны в трудах великих индийских мудрецов, среди которых: «Хатха-йога Прадипика» Свами Сватмарама, «Гхеранда-самхита» Гхеранда, «Горакша-самхита» авторства Горакшанатха. Трактаты, написанные между VI и XV веками нашей эры, и заложили фундамент понимания и дальнейшего изучения науки об этом направлении.

В древние времена учение о хатха-йоге находилось под покровом тайны, а допускались к её познанию и практике лишь избранные. Она использовалась для достижения высших состояний сознания и представляла собой целую систему нравственных, этических, физических и духовных принципов и ритуалов. Благодаря соблюдению определённых требований и выполнению асан и пранаям йогины очищали тело, нервную, гормональную, сердечно-сосудистую, выделительную системы организма, а также освобождали ум, эмоциональную и чувственную сферу от негативных веяний, привязанностей, страстей, тяги к власти и насилию. Спустя долгое время занятий человек погружался в медитативное состояние разума и мог «одухотворить» своё тело.

Слово «хатха» состоит из двух санскритских корней – «ха» и «тха». «Ха» определяется как Луна, а «тха» как Солнце. Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связывать», «соединять», «скреплять». Хатха-йога объединяет и гармонизирует наши природные лунные и солнечные циклы между собой в теле и уме, что дарует здоровье организму и спокойствие уму.

Принципы хатха-йоги: 8 ступеней

Яма

Это общие нравственные требования, заключающиеся в соблюдении принципа «Ахимса», что подразумевает полный отказ от насилия в любом его виде. Следует воздерживаться от оскорбления, осуждения, порицания других людей, про физическое насилие нужно забыть тем более. Помимо этого, необходимо развивать в себе принятие других людей такими, какие они есть, а также взращивать тихую, смиренную любовь ко всему живому.

Нияма

Появляется в саморегуляции посредством дисциплины. Здесь, в отличие от ямы, фокус внимания переключается на себя. Принцип «Ахимса» действует и здесь, важно соблюдать ненасилие и любовь по отношению к себе, уважать себя, осознавать ценность своей жизни, воспринимать своё тело как храм души. Необходимо содержать организм в чистоте, дисциплинировать его выполнением асан. Рекомендуется отказаться от вредной и тяжёлой пищи, курения, алкоголя, татуировок, пирсингов, а также прочих модификаций, не являющихся жизненно важными.

Асана

Предполагается, что практикующий, приходя на занятие, уже придерживается в своей жизни требований ямы и ниямы. Асана представляет собой физическую статичную позу, которая совершенствует тело, синхронизируя его с умом. Ведь часто так бывает, что тело и ум находятся в противоречии друг с другом.

Важно отметить, что асана воздействует не только на мышцы, гармонично развивая их, но и на скелет, фундамент нашего здоровья – позвоночник, а также на внутренние органы, обеспечивая приток крови и кислорода к ним, распространяя питательные вещества и витамины по всему организму. Вследствие этого внутри запускается программа самоизлечения, и недуги, беспокоившие раньше, начинают отступать, а также профилактируются другие возможные заболевания. Асана дисциплинирует не только тело, но и ум с духом, позволяя человеку отбросить ненужное, как шелуху, и пойти вглубь, к познанию себя.

Отдельного внимания заслуживают примечательные названия поз, которые отсылают нас к миру природы: Тадасана (от санскритского корня «тада», что означает «гора»), или же Врикшасана («врикша» – дерево). Встречаются и упоминания животных: Шванасана («швана» – собака), Уштрасана («уштра» – верблюд). Занимательны названия асан в честь героев индийского эпоса, например Вирабхадрасана, названная в память воина по имени Вирабхадра, сотворённого из волоса бога Шивы. Помимо этого, асаны также изобилуют названиями в честь насекомых, птиц, пресмыкающихся, водных животных. И в этом есть определённый смысл, указывающий на процесс эволюции.

Пранаяма

Четвёртая ступень, дыхательная практика. Слово «прана» имеет множество определений. Можно охарактеризовать прану как дыхание жизни, проходящее через каждое живое существо. Прана проходит через всё сущее: от маленького червяка до человека. «Аяма» означает «удлинение», «сдерживание», «распространение». Таким образом, пранаяму можно охарактеризовать как удлинение дыхания и контроль над ним. То есть управление всеми дыхательными функциями: вдохом, выдохом, задержкой дыхания. В хатха-йоге практикующий учится глубоко, медленно и стабильно дышать.

Когда мы находимся в состоянии повышенного волнения, дыхание начинает сбиваться, становится более поверхностным, частым. Пранаяма берёт под контроль этот процесс и помогает успокоиться и расслабиться, подготовиться к практике, зайти и удержаться в асане. Пранаяма выполняется с закрытыми глазами, чтобы ум «не блуждал». Когда человек выполняет пранаяму, он синхронизирует свое дыхание с дыханием жизни и Вселенной, а также берёт под контроль свои мысли, эмоции и чувства.

Пратьяхара

Пятая ступень хатха-йоги, где осуществляется контроль над чувствами. Когда человек полностью захвачен переживаниями и привязанностями, не слушая голос рассудка, он «погибает». Согласно учению индуизма, всем в нашем мире, в том числе сознанием людей управляют три гуны (качества).

Человек в разные моменты времени пребывает в одном из трёх состояний. Например, входит в гуну Саттвы во время медитации, совершения благих дел, или же, когда он стремится к свершениям на профессиональном поприще, он находится в гуне Раджаса. Ну, и всем знакомое состояние, когда хочется лежать в кровати, смотреть сериал и ничего не делать – добро пожаловать в гуну Тамаса. Проблема не в том, что человек входит в то или иное состояние, а в том, что не осознаёт при этом, что им движет и управляет. Йог тоже склонен переходить из одного качества в другое, но он понимает и возвышается над этим, укрощая себя.

Дхарана

Концентрация ума. Умение отключаться от внешнего мира и сосредотачивать внимание на каком-либо объекте. Только сильный ум может воплощать собственные решения в жизнь. Эта ступень позволяет видеть вещи такими, какие они есть, объективно воспринимать реальность.

Дхьяна

Это медитация. Сложно охарактеризовать этот процесс словами, полностью его можно понять только на собственном опыте. В момент медитации тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго сливаются воедино внутри человека, находясь друг с другом в согласии, покое, умиротворении. На этой ступени можно заметить прогресс – появляются чувство физической лёгкости, ясность сознания и речи, благостные намерения, свобода от страстей.

Самадхи

Последняя, восьмая ступень. Опытные йоги достигают Самадхи на вершине медитации, когда тело и чувства будто спят, но при этом рассудок бодрствует, а сознание расширяется и сливается с вселенским покоем, вечностью и чистотой. Ничто не беспокоит йога в этот момент, он отрёкся от материального мира и земных привязанностей и слился со своей душой.

В современном мире человеку трудно пройти все восемь ступеней. Мы не живём в горах вдали от цивилизации, не проводим дни в ашрамах, у нас нет времени на многочасовые медитации, чтобы достичь состоянии Самадхи. Но мы можем уже сегодня начать заниматься йогой, соблюдая принципы ненасилия и принятия по отношению к окружающим и к себе, выполняя асаны и пранаямы. Вы увидите, как мир начнёт меняться в лучшую сторону.

Читайте также:

Оценили 1
Йога облегчает хроническую боль в пояснице
Йога облегчает хроническую боль в пояснице
Йога в два раза уменьшает выраженность хронической боли в пояснице
Йога в два раза уменьшает выраженность хронической боли в пояснице
[object Object][object Object]